Как продавать комиксы в России? Интервью с основателем ComicShop

Как продавать комиксы в России? Интервью с основателем ComicShop

Продавать комиксы в России? Да еще и на английском языке. Возможно ли это? Будут ли популярны отечесвенные коммиксы, нужны ли они? На эту тему мы пообщались с сооснователем магазина ComicShop Эдуардом Хайтаевым.

Как вы пришли к идее организации магазина комиксов? Это ведь достаточно необычный шаг для России…

Мой друг и нынешний партнер по этому делу (бизнесом это назвать нельзя, поскольку доход чрезвычайно мал) давно увлекался комиксами, сам придумывал и рисовал  персонажей и истории с ними. Как-то раз он пришёл с предложением организовать интернет-магазин комиксов, пришёл ко мне, потому что у меня есть успешный опыт организации торговых компаний.  Мне чрезвычайно понравилась идея, я сам люблю фантастику и красивые рисованные истории, хотя с комиксами был знаком весьма поверхностно.

В чем была основная трудность при открытии?

Мне кажется, что самым сложным является угадать с ассортиментом. Нужно не только иметь в наличии достаточно товара, но он должен быть разнообразным, популярным и недорогим.  Что касается России, то очень часто бестселлеры в Америке совершенно не продаются здесь и для многих цены на комиксы являются «неподъёмными».  Наши люди часто сравнивают их с ценами на книги, что конечно не в пользу комикса. Почти всё, что печатается на бумаге уже отсканировано и бесплатно доступно в интернете. Т.е. вы можете это прочитать «на халяву», как тут убедишь заплатить за это 500-800р (если говорить о среднем по толщине сборнике комиксов)? 

Вы являетесь официальным партнером дистрибьютора комиксной продукции Diamond Comic Distributors. Как построено ваше партнерство? 

Партнерство состоит лишь в том, что мы имеем специальные цены и бесплатные промо-товары. В остальном типично по-капиталистически: деньги на бочку! Потом получишь комиксы.

Продажа комиксов ваш основной бизнес?

Нет. Ещё раз скажу это не бизнес, это скорее хобби, которое приносит очень, очень скромный доход.

Большую часть продаж приносит интернет или локальный офис?

Интернет. Хотя доля продаж офиса растет.

Кто в России читает комиксы? Есть ведь такой типично российский стереотип, что это дети и подростки. А гиков у нас как-то и не замечают. Насколько справедлив такой стереотип? И кто является в большинстве своем вашим клиентом?

Стереотип прав. Это  подростки, подрощенные дети от (10лет), студенты, молодые люди до 30. Мне сложно точно определить возраст  нашего основного Клиента. Но скорее всего это молодые люди 18 лет /- 3 года. Дело в том, что тут не в возрасте дело, а в способности легко воспринимать картинки с текстом.  Многие взрослые это отдельно воспринимают  и не могут получать удовольствие от чтения. Ну и просто не знают языка. Среди наших покупателей есть много художников и дизайнеров, они интересуются комиксами с профессиональной  точки зрения. 

Как вы продвигаете свой магазин? Как находите клиентов?

Мы дружим с сайтами О КОМИКСАХ, дружим с фестивалями комиксов КОММИССИЯ, БУ-ФЕСТ, участвуем в книжных выставках . У нас есть свой блог в интернете.

Насколько большим является рынок комиксов в России? Во сколько бы вы его оценили? Есть ли у него перспективы роста? И имеет ли смысл начинать бизнес в этой области, такой как издательство зарубежных комиксов на русском, продажа футболок и так далее?

Очень небольшим на сегодня, около 5млн.р. (за год) Но это перспективный рынок, у него огромный запас. Надо правильно понимать, я говорю ТОЛЬКО об американских комиксах на английском языке. Комиксы на русском (переведенные и отечественные), манга и европейские комиксы – это отдельная тема. Знание английского языка станет обыденностью через  5-10 лет, тотальное влияние американской культуры через масс-медиа тоже окажет влияние на ситуацию. У новых читателей не будет проблем с пониманием, они будут знать персонажей (узнавая их через кинофильмы  и телевидение).

Издавать комиксы на русском есть смысл, но только классические, «убойные» вещи вроде «Хранителей» (Watchmen),  «Города Греха» (Sin City), «Хэллбоя»  и тому подобного, что собственно и делается. Однако по тому, что нет переизданий,  можно сделать вывод, что финансово эти проекты не очень привлекательны.  Дело в том, что индустрия в США ежемесячно выдает «на гора» огромное количество очень качественных,  интересных комиксов. Мы за ними не угонимся, легче выучить язык, чем ждать, когда переведут и перевыпустят  в России то, что хочется. А если ты живешь на Кавказе или на Чукотке, то шанс увидеть этот комикс на прилавке близок к нулю.

Футболки – это классно, я бы сам этим занялся, языка знать не нужно, продавать понятно где, нужно просто иметь хороший сбыт. Цена имеет значение, в нашем (российском) случае они должны стоить не дороже 300р, чтобы любой школьник мог себе это позволить.

Какие планы строите на будущее? Что нам ждать от ComicShop в ближайшие 5 лет?

Планы – это все-таки открытие офлайн (обычного) магазина комиксов, со всеми сопутствующими товарами: одеждой, игрушками, фильмами, сувенирами и прочей продукцией. Неплохо в таком магазине иметь что-то типа кафе  и читальной зоны.  И возможно развитие партнерской сети магазинов по стране. Издание своего фирменного комикса по классическому произведению.

467 15 июля 2022