Семейный бизнес

Семейный бизнес

Джек Траут выделил семейный бизнес, как одну из лучших дифференцирующих идей. И впрямь, логика в этом есть. Корпорации с каждым годом становятся все больше, ими управляет огромное количество людей и уже далеко не за всеми компаниями видны человеческие лица. Да, Google мы ассоциируем с молодыми гениями – Сергеем Брином и Ларри Пейджем, а Siemens? А Phillips? Просто огромные компании, выпускающие большое количество разных продуктов.

Во многом семейный бизнес более популярен в обществе еще и потому, что для семьи обычно сам продукт, выпускаемый ею много лет (или сеть магазинов, ресторанов и т.д.) намного важнее, чем доход. У таких компаний действительно есть традиции. К тому же именно в семейных компаниях обычно сильны легенды, являющиеся основой всей маркетинговой деятельности таких компаний. И традиции. Например, все заветы Сэма Уолтона, основавшего Wall-Mart до сих пор сильны в его компании, которой сегодня управляют его дети.

  • Будьте преданны бизнесу.
  • Делитесь прибылью с партнерами (партнеры – это все работники компании).
  • Мотивируйте партнеров.
  • Обсуждайте с партнерами проблемы.
  • Цените то, что делают партнеры.
  • Празднуйте успех.
  • Выслушивайте каждого партнера.
  • Предвосхищайте ожидания клиентов.
  • Контролируйте расходы.
  • Плывите над течением.

В любом из магазинов Wal-Mart покупателей встречают улыбающиеся продавцы, искренне готовые помочь ему в любом вопросе. Это главная отличительная черта компании, которую пропагандировал «дядюшка Сэм». Это то, что отличает Wal-Mart от всех остальных компаний. То, что позволило им заработать 100 миллиардов долларов (именно столько приходится на долю семьи, а это существенно больше, чем даже у Уоррена Баффета).

Если говорить о семейном бизнес, то он имеет еще одно важное преимущество – он быстро вызывает доверие к себе. Сложно представить семью, занимающуюся чем-то нехорошим, или пытающуюся вас обмануть. Кроме того, обычно отношения в семье важнее денег, а потому и конфликтов в семейном бизнесе должно быть меньше (к сожалению, это правда лишь отчасти, вспомним хотя бы историю братьев Дасслер).

Однако есть у такой организации бизнеса и существенный недостаток – профессионализм. Отношения внутри такого коллектива достаточно теплые, а потому открыто говорить кому-то, что он не справляется со своими обязанностями неудобно. Если сделать это неправильно, то можно даже испортить отношения с человеком. К тому же если он совсем не справляется со своими обязанностями, то его будет не просто уволить.

Наконец, в семейном бизнесе достаточно остро может стать вопрос наследования, когда есть много детей (особенно, если они мужского пола), то между ними могут разгореться споры, кому занять ведущее кресло в компании. Как бы то ни было, все эти споры и разногласия обычно решаются внутри семьи. Они не доступны общественности, тем самым создавая атмосферу полной гармонии. Которая и является главным преимуществом семейных предприятий.

Вновь возвращаясь к проблемам семейного бизнеса можно отметить такой немаловажный фактор, как его расширение. Да, большинство семейных компаний являются либо частными, либо большая часть их акций сосредоточена в руках узкого семейного круга. Все это приводит к более медленному развитию компаний. Кроме того, многие талантливые работники не хотят идти в семейный бизнес, понимая, что все ключевые должности уже заняты членами семьи. Это далеко не всегда так. Пройдя начальный этап развития, в семейных компаниях обычно понимают, что для удержания своих позиций и дальнейшего расширение требуется более грамотное управление. И тогда ищут квалифицированного менеджера со стороны, которому и поручают основные дела компании. В задачу владельцев в таких ситуациях входит контроль и некоторая корректировка деятельности компании.

Наиболее успешные семейные компании:

1) Wal-Mart

Когда речь заходит о семейном бизнесе, то большинство современников сразу же вспоминают компанию Wal-Mart, о которой я уже немного рассказал в этой статье. Сегодня компания процветает, хотя Сэм Уолтон, основавший ее и покинул этот мир в 1992 году, его наследники четко усвоили правила ведения успешного бизнеса, который жители США любят называть «достоянием Америки».

Надо отметить, что Wal-Mart – это одна из немногих семейных компаний, которая вышла в свое время  на IPO. Так что в какой-то мере детище «дядюшки Сэма» - публичная компания. Семья Уолтон не побоялась расширять свой бизнес. Как видно не зря.

2) Ротшильды

Пожалуй, самая известная фамилия в мире бизнеса.  Знаменитая династия банкиров, которой положил начало Майер Амшель Ротшильд в конце 18 века, основавший банк о Франкфурте-на-Майне. Его бизнес продолжили пять сыновей Амшель Майер, Соломон Майер, Натан Майер, Кальман Майер, Джеймс Майер, которым достались крупные банки в Париже, Лондоне, Франкфурте-на-Майне, Вене и Неаполе.

Ротшильды были одной из четырех семей банкиров, которые стояли за учреждением ФРС США (третий по счету центральный банк в стране), которая получила свою независимость от американского президента в начале XX века. Говорят, что именно в этой «битве» погибло, по меньшей мере, 3 президента США (в том числе и Авраам Линкольн).

Сейчас род Ротшильдов продолжает играть заметную роль в мировом бизнесе (правда, держась как-то в тени от всей гущи событий, или просто от прессы). Так, сегодня главами семьи являются барон Натаниэль Чарльз Джейкоб Ротшильд (1936) и его сестра Эмма, которая прославилась на поприще изучения экономики.

3) Ford

Конечно, Форд уже давно является публичной компанией, но это не мешает внуку Генри возглавлять ее. Сегодня внук знаменитого предка является председателем совета директоров компании. Полномочиями президента обладает Алан Малалли.

На февраль 2008 году семья Форд владела 40% всех акций компании, которые уже давно торгуются на фондовой бирже Нью-Йорка. Сейчас Ford является одной из старейших семейных компаний в мире (если говорить о тех, которые вышли на фондовую биржу).

Развитие семейного бизнеса

Напоследок, один интересный момент из статистики развития семейных компаний. Оказывается, только 5% подобных фирм продолжают свое развитие в третьем поколении владельцев. Остальные останавливаются. Во многом это связано с тем, что они стараются оставаться частными компаниями, хотя могли бы выйти на IPO (к подобным компаниям можно было бы отнести Lacoste), а некоторые просто исчерпывают весь свой потенциал.

1012 23 июня 2022