Об ИТ-аутсорсинге в России
Мы взяли интервью у Георгия Ованесяна, являющегося руководителем направления консалтинга по ITIL/ITSM и аутсорсинга компании КРОК. Георгий любезно рассказал нам о текущей ситуации в российском ИТ-аутсорсинге и возможном варианте его будущего развития.
Как давно работает ваша компания? Какое место в ее деятельности занимает ИТ-аутсорсинг?
Компания КРОК работает на рынке с 1992 года и с самого начала осуществляла сервисные услуги и техническую поддержку своих заказчиков. ИТ-аутсорсинг, как отдельное бизнес-направление компании, выделен в 2002 году, и на данный момент является одним из стратегических направлений развития бизнеса компании КРОК
Как вы находите клиентов (в плане ИТ-аутсорсинга)? И что это за компании в большинстве случаев?
Путей нахождения потенциальных заказчиков ИТ-аутсорсинга существует несколько. Среди них и профильные мероприятия, и точечная работа с заказчиками. Зачастую компании, которые заинтересованы в оптимизации своих ИТ-процессов с использованием рекомендаций ITIL/ITSM, впоследствии становятся заказчиками услуг ИТ-аутсорсинга, так как при построении процессов по ITIL и разработке оптимального каталога внутренних ИТ-услуг, становится существенно проще для заказчика определить те области ИТ и те ИТ-услуги, которые можно наиболее безболезненно отдать на ИТ-аутсорсинг. Среди наших заказчиков компании из разных отраслей, однако чаще других это финансовые и телекоммуникационные организации.
Какие основные преимущества обеспечивает компании передача ИТ на аутсорсинг?
В первую очередь, это, конечно, максимальная гибкость присущая использованию механизмов ИТ-аутсорсинга, при условии выбора надежного и профессионального партнера. Компания-заказчик получает услуги с гибким выбором уровня качества, таким образом, может выбирать оптимальный уровень затрат при гарантии максимально возможного качества услуг. Также не стоит забывать о получении заказчиком доступа к существующим у поставщика ИТ-услуг компетенциям и знаниям, помноженным на опыт, приобретенный в уже реализованных проектах.
Бытует мнение, что многие российские компании испытывают проблемы на рынке ИТ-аутсорсинга и не могут конкурировать с западными гигантами (HP, IBM) по той простой причине, что у них отсутствуют средства на выкуп инфраструктуры у заказчиков. Из-за этого мимо них проходят крупные контракты. Как обстоит ситуация с вашей компанией? И как вы оцениваете ситуацию по отрасли в целом?
Признаться, я первый раз слышу о подобной проблеме, и могу сказать, что, скорее всего, это не так. Безусловно, на рынке России работают крупные международные игроки, однако их доля на рынке не так велика, как в Западной Европе или США.
Отразился ли кризис на вашей деятельности каким-то образом?
ИТ-аутсорсинг - это одно из немногих направлений, которое не пострадало, а скорее выиграло от кризиса. Конечно, слово «выигрыш» скорее можно брать в кавычки, так как, несмотря на увеличивающееся количество запросов по ИТ-аутсорсингу, средняя стоимость контракта существенно снизилась, как вследствие девальвации российского рубля, так и вследствие потребностей заказчиков в сокращении операционных бюджетов, в том числе и за счет качества оказываемых услуг.
Каковы основные проблемы ИТ-аутсорсинга в России?
Одна из основных проблем, это относительная незрелость рынка в целом, как среди заказчиков, так и среди поставщиков. Низкий уровень знаний о техниках и методиках ИТ-аутсорсинга, отсутствие единых стандартов и классификаторов, несовершенство законодательной базы.
На каком этапе сейчас находится рынок? Каким вы видите будущее развитие ИТ-аутсорсинга в России?
Все перечисленные выше негативные стороны текущего состояния рынка, безусловно, проходящи, особенно с учетом того, какая работа ведется по их устранению. В России организовано некоммерческое партнерство Астра, которое в своих задачах ставит как раз устранение перечисленных трудностей для более качественного развития рынка. В состав партнерства входят крупнейшие игроки российского рынка ИТ-аутсорсинга, а также и зарубежные компании. Компания КРОК также входит в состав партнерства, в частности я возглавляю комитет по стандартам и методологиям, в рамках которого разрабатывается единый классификатор услуг по ИТ-аутсорсингу.