Орудия влияния Роберта Чалдини

Орудия влияния Роберта Чалдини

Не так давно вышло переиздание замечательной работы социального психолога Роберта Чалдини. «Психология влияния», книга уже много лет является бестселлером, включает в себя множество кейсов, а главное – она будет полезна любому человеку, независимо от его профессии и целей (да, изложенные в ней концепции можно использовать и в налаживании отношений с людьми).

Стереотипное мышление

Люди очень часто мыслят стереотипами. Даже чаще, чем нам  может показаться. Во многом это связано с тем, что у нас становится все меньше и меньше времени, и мы далеко не всегда можем принимать взвешенные решения. Иногда мы мыслим автоматически, часто под действием каких-то стереотипов. Например, к известным стереотипам можно отнести такие, как «все блондинки дуры», «мужчины умнее женщин», «Microsoft делает плохую операционную систему», «программисты все время сидят за компьютером» и так далее. Такое автоматическое мышление часто облегчает нам сам процесс принятия хоть какого-либо решения, так как мы можем не думать вообще, а руководствоваться стереотипом.

Одним из самых известных стереотипов является следующий - дорогое всегда высокого качества. Мы автоматически подразумеваем, что чем дороже продукт, тем более высокого он качества. Если говорить об автоматизме принятия решений, то Роберт Чалдини считает, что такой тип мышление человека относится к так называемому «щелк, зажужжало», а решения, которые принимаются после тщательного анализа, он относит к контролируемому поведению. Очевидно, что стереотипное мышление относится к первому типу.

Интересно, что отсюда вытекает еще и так называемый феномен капитанства, о котором я уже когда-то писал. Его суть заключается в том, что даже если капитан корабля принимает заведомо неверное решение, большая часть экипажа все равно не будет ему противоречить, даже если корабль пойдет на верную смерть. Авторитет капитана непререкаем, как и топ-менеджера… что вовсе не означает того, что они не могут ошибаться.

Принцип контраста

Это очень действенный принцип. Психологи в свое время устроили достаточно интересный эксперимент, в ходе которого они собрали две группы молодых людей. Обеим группам показывали фотографии обычных девушек, после чего просили оценить их привлекательность. Но при этом первой группе молодых людей перед этим показывали сериал «Ангелы Чарли», а второй какое-то обычное ток-шоу, где не было симпатичных девушек. В результате та группа молодых людей, которая до этого смотрела «Ангелов» оценивала фотографии девушек в целом ниже, чем та, которая не видела красивых актрис. Сработал тот самый принцип контраста, так как многие обычные женщины на фоне популярных (и загримированных) актрис были несколько менее привлекательными.

Принцип контраста часто применяют в продажах. Например, если продавец понимает, что клиент хочет приобрести не самый дорогой товар, то ему сначала показывают самый дорогой, а потом медленно опускаются к тому, который ему по карману. Таким образом, клиент может увидеть контраст между стоимостью вещей, которые не обязательно сильно отличаются в функциональном плане.

Из принципа контраста в какой-то мере возникает еще и феномен якоря. Суть этого эффекта заключается в том, что человек оценивает какие-то предметы, исходя из других. Продавцы активно пользуются этим. Например, даже в дорогих магазина, торгующих только предметами роскоши вряд ли можно заинтересовать рационального покупателя брелком за 350 долларов. Он сочтет его чрезмерно дорогим. Но вот если этот брелок будет расположен рядом с автомобилем за 80 тысяч, то он уже не будет казаться таким уж дорогим, а станет лишь приятным дополнением к авто. В данном случае принцип контраста даже умудряется манипулировать нашим отношением к цене товара.

Неудивительно, что продавцы часто используют контраст в своем деле, стараясь представить клиенту необходимый ему товар в нужном свете.

Взаимный обмен

А вот этот принцип проще всего охарактеризовать фразой: «Ты – мне, я - тебе». Любой человек, получающий что-то от другого, автоматически чувствует себя обязанным ему. В данном случае очень хорошо работают бесплатные раздачи образцов товаров. Человеку просто далеко не всегда удобно взять и уйти после того, как ему дали попробовать новую марку кофе, или кусочек сыра. В таких ситуациях мы далеко не всегда действуем рационально, и просто приобретаем товар, образец которого только что смогли оценить бесплатно. Нам неудобно просто так уйти.

Конечно, это правило отлично работает еще и в личных отношениях. В частности, в работе официанта. От того, как он обслужит посетителей, во многом зависит, сколько чаевых он получит. Любой грамотный официант понимает это, и, конечно, старается угодить клиенту. Даже сделать больше, чем от него требуется, чтобы тот почувствовал себя в какой-то мере обязанным.

Сетевая компания Amway в свою очередь пошла еще дальше. Она просто раздает свою продукцию бесплатно, чтобы ей пользовались некоторое время. Речь идет о небольших гигиенических чемоданчиках Amway. Обычно их дают в бесплатное пользование клиенту на одну неделю. Но как показывает практика многие клиенты потом приобретают этот набор, так как просто не могут взять и отдать его компании, распрощавшись с ней. Действует правило взаимного обмена.

Из него, кстати говоря, вытекает еще несколько важных моментов, самым главным из которых является правило взаимных уступок. Его часто можно увидеть на деловых переговорах. Например, когда одна сторона предлагает другой заранее невыполнимое условие (не реальное!). Очевидно, что первая сторона отказывается от этого условия, после чего в ход вступает вторая – предлагая новое, гораздо более мягкое условие. Этот принцип часто работает, так как получается, что одна сторона уступает другой. Вот только бывает так, что уступающая заранее продумала такую стратегию переговоров.

Такой же стратегии часто придерживаются грамотные продавцы в магазинах. Например, в книге Роберта Чалдини есть пример, в котором молодой продавец магазина техники рассказывает о том, как он продавал гарантийные купоны к технике. Существовало два вида купонов – один стоимостью 140 долларов, а другой – в 35 долларов. Очевидно, что первый был более долгосрочным, но его мало кто покупал. В этой ситуации находчивый продавец поступал следующим образом. Сначала он всегда предлагал клиентам дорогой купон на обслуживание, и только после этого более дешевый. В результате он постоянно продавал больше всех купонов на обслуживание, среди всех сотрудников магазина. Он уступал клиентам, получая то, что хотел.

Обязательство и последовательность

Эти принципы тоже очень часто используются при продажах. Принцип последовательности заключается в том, что любой человек старается выглядеть последовательным. Ведь, иначе его могут счесть просто ненормальным! А кому это надо? Продавцы часто пользуются этим, приводя нас к желаемым им умозаключениям, например, при помощи серии вопросов после которых выясняется, что вы часто путешествуете. Тут же продавец готов предложить вам членство в каком-нибудь клубе, которое дает существенные скидки на авиаперелеты. Если вы часто путешествуете, то отказываться от этого крайне глупо. Будьте последовательны.

Принцип обязательства говорит нам о том, что для людей очень важно обязательство данное ими. Например, если человека признают одним из самых дисциплинированных водителей в городе, то после этого момента он действительно будет следить за тем, как он водит машину. Потому что вступает в действие принцип обязательства. Даже если до этого человек и не был очень хорошим водителем, постоянно соблюдающим правила. При этом стоит отметить, что особенно сильно принцип обязательства действует, когда оно подкреплено в письменной форме.  

Социальное доказательство

Здесь все очень просто. Мы выбираем то, что предпочитают и другие люди. Именно поэтому так популярны различные списки бестселлеров. Люди действительно ориентируются на них. Раз это нравится многим, то вполне вероятно, что придется по душе и мне. Вот в чем заключается такая логика. И она не лишена смысла.

При этом здесь возникает еще и фактор сходства. Мы более расположены к тем людям, которые похожи на нас. Мы предпочтем оказаться в компании человека, который одевается как мы, слушает ту же музыку, что и мы. Именно поэтому молодые продавцы Adidas умудряются так успешно продавать спортивную одежду компании. Все дело в том, что в большинстве своем клиенты компании такие же, как и они молодые люди, увлеченные спортом и современной молодежной культурой.

Благорасположение

Мы гораздо охотнее доверимся человеку, к которому расположены. И продавцы понимают это. Они стараются получить наше расположение, чтобы продать свою продукцию. Как это можно сделать? Они могут быть похожи на нас, как я уже говорил выше, например, одеваться, как мы, слушать ту же музыку, или просто иметь такие же мнения по схожим вопросам.

Кроме того, ученые установили, что мы более расположены к красивым людям, к тем, кто хорошо одевается. Так, в ходе эксперимента группа психологов следила, сколько людей последуют за человеком в костюме на красный свет светофора, а сколько за обычным молодым человеком, одетым в ничем не примечательную одежду. Да, за деловым человеком пошло гораздо больше людей. Наконец, на людей отлично действует лесть, и она располагает к себе.

Авторитет

В своей жизни мы часто руководствуемся словами известных нам людей, авторитетных в какой-то области личностей. Это вполне нормально. Мы прислушиваемся к аналитикам, успешным бизнесменам, знакомым компьютерщикам, и многим другим. Именно так работает принцип авторитета.

Но опять же, это эффект щелк, зажужжало. Все дело в том, что и авторитеты могут ошибаться. Часто ошибаться. Так что всегда старайтесь анализировать их слова, или хотя бы сопоставлять их со здравым смыслом.

Дефицит

Спланированная нехватка товара уже давно является достаточно популярной стратегией, среди продукции класса «люкс». В какой-то мере подобные шаги компаний являются проявлением ажиотажного маркетинга. Вот и недавно немецкая компания Edition12, занимающаяся продажами женского нижнего белья через интернет, решила опробовать данную стратегию с этим товаром.

12 числа каждого месяца на сайте Edition 12 появляется новая модель нижнего белья, которая будет продаваться ровно месяц, или до тех пор, пока не будет распродан весь тираж модели, в количестве 120 штук. При этом в компании займутся созданием модели только после заказа, и вышлют клиенту через 6-8 недель.

Конечно, ограниченная серия должна была как-то подчеркнуть свою уникальность, и в компании Edition12 это прекрасно понимали, а потому привлекли к работе знаменитого немецкого дизайнера Jutta Teschner, являющегося победителем многих конкурсов в своей стране. Каждая, созданная им модель нижнего белья имеет свой уникальный номер. При этом заказать нижнее белье в Edition12 можно из любой точки мира, но только через интернет. Никаких телефонных заказов, или бронирований модели заранее не предусмотрено, так как это могло бы помешать созданию ажиотажа.

Каждая модель нижнего белья из Edition12 стоит 190 евро. В целом, очень грамотный подход со стороны Edition12, которая к тому же выбрала правильную нишу, так как именно женщины являются особенно падкими на разного рода ограниченные серии. 

727 25 июня 2022